Чтобы увидеть всю информацию необходимо зарегистрироваться или войти на сайт

Велопоход 1 категории сложности по Харьковской области

Место и время сбора:
Событие уже прошло
Начало:
10:00
Окончание:
20:00
Километраж:
292 (км)
Длительность:
4 (дн.)
Темп:
Средний
Брать с собой:
Уточняется
После долгой зимы тело и душа рвется в покатуху.
По такому случаю я решил сделать поход 1 категории сложности по харьковской области, точнее восточной части харьковской области, так как западная по больше части мною изведена.

По времени это все займет 4 дня и 3 ночи, даты поездки 1 - 4 апреля.
Так как в комитет туризма Харьковской области документы нужно подать уже сейчас, то до конца следующей недели будет формироваться список желающих, 25 или 26 марта будет организована покатуха в 100 километров по результату которой из всех желающих будут отобраны те кто выдержат поход, так как десантироваться с маршрута будет не очень удобно, а время рассчитано и в день нужно будет проходить определенное количество километров.

Примерный маршрут такой: Харьков сквер стрелка - Змиевские кручи - Кицевская пустыня - Печенеги - Старый салтов - Волчанск - Харьков сквер стрелка
Руководитель данного похода Гриша azovb1ke.
Участники:

Подготовка

Началось всё с того, что в преддверие майского похода по Карпатам, Влад переживал об отсутствии у него справок о прохождении категорийных походов. Тогда у него созрела идея похода по Харьковской области, предполагающего 4 ходовых дня и около 300 км пути.

Мы обсудили идеи и направления, и Влад набросал трек будущего похода. Даты похода были назначены на 1 — 4 апреля. Мы заявили о предстоящем походе и в итоге, собралось около десятка будущих участников. Дальше следовали затратные по времени бюрократические процедуры регистрации похода. Чего стоили сборы подписей будущих участников в предпоследний день регистрации похода! 40 км под дождем на велосипеде по всему Харькову!

Тем временем, количество участников начало уменьшаться. Личные дела, семинары, болезни, проблемы с велосипедами и отсутствие снаряжения… В результате из семи человек, которые были включены в финальную редакцию маршрутной книжки, в поход пошли лишь трое.

За месяц до похода был собран велосипед, зимовавший в коробке после перелета на Кипр. Раскатка не особо удалась: лишь 200+ км в начале сезона. У Влада около 300, а Рома так вообще первый раз выехал на велосипеде в день похода...

День 1

Багажник был прикручен в последний день перед походом. Это оказалось ошибкой. Утром при попытке смазать цепь перед самым выездом, обнаружилась досадная неприятность: маленькая гайка, которой фиксировался болт багажника в сорванной резьбе рамы со стороны кассеты, цеплял за кассету и педали крутились с трудом. Звоню ребятам, сообщая, что немного задержусь. Решение пришло быстро, гайка скручена, болт залит суперклеем. И так сойдет-)!

Старт планировался на 9:00 на «Стрелке». В это же время там должен был начаться сбор на открытие акции «30 дней на велосипеде». Но его перенесли на час позже. Несмотря на это в 9:20, когда я приехал, наконец, с небольшим опозданием, там собралось уже много народу на велосипедах.

Начинается мелкий дождик и мы отправляемся в путь. К счастью, он быстро заканчивается, не успев нас намочить. Вскоре мы на окружной, на въезде в пос. Бабаи.

Эта дорога мне хорошо знакома. Машин немного, более менее сносный асфальт, 3 серьезных подъема, Черный лес...

35 км позади. Мы заезжаем в Тимченки. Покупаем в магазине продукты для обеда и перекусываем в соснах неподалёку.Дальше дорога через Соколово. Здесь покрытие дороги похуже.
 
 
 
После Соколово на горизонте виднеется наша первая походная достопримечательность — антенна радиотелескопа Института Ионосферы. В какой-то момент наш трек сворачивает в поля. Дорога через поля нам не нравиться и мы решаем проехать по асфальту еще немного. Решение было правильным: после поселка Высочиновка мы находим замечательную грунтовку вдоль леса.


Вскоре мы у цели. Это передающая антенна ионосферной станции, диаметр — 100 метров.
 
Забор предупреждает об охране территории, что тут же подтверждает лай собак за забором и появившийся вскоре охранник, пристально наблюдавший за нами.

 
 

Возвращаемся на асфальт и заезжаем в Змиёв. По пути к нему у нас с Владом начинают появляться опасения, касающиеся отстающего Ромы. Даже появляются идеи посадить его завтра на электричку… Рома, прости :) Впрочем, опасения оказались напрасными. Рома втянулся и в следующие дни отлично справлялся с общим темпом, чего уже нельзя было сказать обо мне. Тем не менее, мы решаем на сегодня закруглиться и немного сократить маршрут, убрав планируемый заезд в Гомольшанский лес.

После магазина ищем воду. Влад находит колонку около АТБ. Вода отличная! Я запасся бутылками заранее, а Влад сбегал в магазин.не

Петляя по окресностям Змиёва, ищем вторую достопримечательность — Змиёвский кручи. В итоге прислушиваемся к треку, вместо пути, рекомендуемого навигатором. Путь к Кручам найден, по пути встречаем еще одну интересную конструкцию. Интернет подсказывает — это УРАН-1 (Украинские радиоинтерферометры Академии Наук), являющийся частью гигантского радиотелескопа, расположенного по всей стране.


На Кручах было относительно людно. Мы решили поставить палатки немного в стороне, тем не менее около нас постоянно гуляла молодежь, катались велосипедисты.

На ужин был суп с тушенкой. Решили использовать половину банки, оставив вторую часть на утро. Тем более, что сладкая каша не планировалась — забыли купить сгущенку. Вспомнились прошлогодние Карпаты, где мы в суп на 5-х человек вывалили сразу две банки...

Итог дня: 65 км от места старта, из которых только 3-4 км грунта.

День 2

Ночью спалось плохо. Предчувствуя холодную погоду, я взял два спальника летний (кофорт + 12) и трехсезонный (комфорт +2). Это не спасло, всю ночь просыпался, укутываясь поплотнее и пытаясь надышать в спальник. Подъем был назначен на 7 утра, но не спал я уже в 6. В 6:30 Влад начал ломать ветки, что заставило вылезти из палатки и идти греться у костра. Палатака внутри и снаружи покрылась плотным слоем инея.

Приготовили вкусную рисовую кашу с остатками тушенки. После каши варили неплохой польский кофе в турке. Кофе получился не очень, казалось, что он недостаточно заварился. Позже выяснили причину — вода была та самая, сильногазированная.

Выехать планировали в 9:00, но по факту получилось почти в 10. Возвращаемся в Змиёв и едем через город в сторону Мохнача. Сегодня нам везет с ветром — он дует практически в спину. Тем более, что сегодня планировалось самое большое расстояние за ходовой день.


Ветер подгоняет, мы довольно быстро доезжаем в Мохнач, перебираемся через Северский Донец по деревянному мосту. На другом берегу нас ожидает село Лесное, в котором начинается дорога через лес.


Дорога отличная, немного песка способствуют быстрому высыханию.

 

Проезжаем мимо пасеки, вскоре сосны сменяются лиственными деревьями. Песчаная дорога превращается в грунтовую. Тут дела обстоят похуже.
 
 

Не представляю, как бы мы здесь ехали, если бы нам не повезло с погодой.
В лесу красота. Деревья еще голые, но уже вовсю цветут первый весенние цветы.


На дороге начинают появляться прохожие — приближаемся к Эсхару.


Делаем перекус, торжественно названный вторым завтраком, т.к. еще 12-ти нет. Случайно уроненный сырок Влада становиться мемом сегодняшнего дня.

 

Снова перебираемся на другой берег Донца. После плотины нас ожидает крутой подъем по брусчатке. Эсхар — небольшой городок, названный в честь электростанции харьковского административного района. Старую электростанцию так и не сфотографировал, сначала ракурс был не тот, а потом останавливаться не хотелось.
 

Ветер в спину, иногда боковой. Катиться отлично, только дороги не очень, от слова «совсем». Заезжаем в Чугуев, покупаем еду, на выезде набираем воду из родника. Тут приходится принимать решение о дальнейшем пути. Времени прошло много, дистанция сегодня не маленькая. Есть вариант ехать по треку через лес десяток километров или добавить пару тройку, но по асфальту. Решаем через лес. На треке через него идет прямая дорога, сложностей не предвидится… «Го через лес», эта фраза становиться мемом оставшейся части похода, и даже его названием.

Лес сосновый, а значит песок… Заехали в него не по плану, а мимо воинской части. Ищем тот самый прямой отрезок, который оказывается каким-то подобием танковой дороги с песчаными дюнами. Встреченный в Чугуеве местный велосипедист на планетарке (пользуясь случаем, передаю привет) говорил, о том, что можно проехать вдоль леса.

Оказывается можно, но это съедает те самые сэкономленные километры, которые бы мы проехали по трассе. Хорошо, хоть дорога вполне проезжабельная, а позже — так и вообще отличная. Вдалеке виднеется церквушка, мимо которой, наверное, мог бы пролегать наш путь...

 

— Парни, стойте! Нам туда, — показываю куда. Туда ведет трек. Ведет, так ведет. Идем по треку! Рома первый, мы за ним.

 

Дорога из грязе-грунтовой постепенно превращается в две еле заметные колеи в траве.

Выезжаем к мосту. Судя по всему, им когда-то пользовались танки из воинской части, которая расположена поблизости и где Влад стрелял из пушки на военной кафедре. По мосту в третий раз пересекаем Северский Донец.

Велосипед так и норовит сорваться между бревнами.

Дальше дороги почти нет, только два углубления в траве. Велосипедист из Чугуева предупреждал нас, что луга могут быть залиты водой. И вот наш путь преграждает лужа. Влад и Рома обходят её стороной, намочив ноги. Мне удается проехать прям через неё, лишь слегка забрызгав велотуфли. Рома ругается, у него нет запасных кроссовок.

Дальше снова лужа. Поглубже. Все в обход, я опять на велосипеде. Но тут глубже, застряю, торжественно падаю в неё. Всё! Теперь и я мокрый.

Вдали видим мужика с металлоискателем. Спрашиваем у него, куда нас приведет эта дорога. Он говорит, что там не был и пришел «оттуда», и указывает куда-то в сторону, откуда мы приехали. Изучаем карты, совещаемся. Ноги мокрые, терять нечего, трек раньше не подводил, не считая неудачной просеки через лес. Понеслась!

Лужи встречаются постоянные. Иногда лужа — это и есть наша дорога. Но уже не важно. Идём по треку! С этой фразой я полез в камыши, хотя левее уходила дорога получше, на которую мы вернулись спустя 100 метров :)

Наконец, сухо. выжимаем носки. Так обувь быстрее высохнет. Выезжаем из леса в с. Кицевка. Влад непременно хочет взглянуть на Кицевскую пустыню, но я его отговариваю. У нас еще много километров впереди, а заезд в пустыню — это лишние 5-6 по очень плохой дороге. Так и проехали мимо, в каких-то 1,5 — 2 км. Нужно будет в этом году наверстать упущенное и катнуть сюда еще раз. 

Ветер в спину, скорость около 30 км/ч. Печенеги.

Ничего примечательного. В магазине покупаем недостающую еду, спрашиваем где набрать воды. Нам сказали о паре колодцев, которые как раз по пути. В одном из них набираем воду. На вкус не очень.

Плотина Печенежского водохранилища. 4й раз через Донец. Около гидроузла охрана, решаю не останавливаться для фото. Ночевать решили немного раньше по времени. Но удачного места не видно. Решаем все же доехать до планируемой ночевки. Дорога все хуже, вскоре асфальт кончается, превращаясь сначала в островки, а потом исчезая совсем. Долгожданный поворот к месту ночевки и километр плохой грунтовки через поля. Неподалеку пашет трактор. Мы надеемся, что у него не будет ночной смены.

Находим неплохое место среди молодых сосен. Под ногами толстый слой травы. Костер палить опасно, но делать нечего. Я снова шеф-повар. На ужин суп харчо из брикета, в который уходит вся банка тушенки. Я предлагаю все же порезать туда картошки. Впрочем, это было не обязательно. Супа снова больше чем нужно. Наедаемся от пуза.

Сегодня пройдено почти 90 км. Много грунта, немного непроезжаемого грунта, «заплывы».

День 3

Спать снова было холодно, но просыпался меньше чем вчера. Значит эта ночь была теплее. Решили вставать на полчаса раньше чем вчера, чтобы успеть собраться до 9 часов. Наконец, сладкая каша. Фото лагеря сохранилось только у Влада на телефоне. Видно толстый слой травы, который, к счастью, не загорелся от костра. Причина тому — недавние дожди, и мы пресекали такие попытки.

Собраться раньше времени снова не получилось. Выезжаем сильно после 9 часов. Но сегодня километраж планировался поменьше, поэтому не страшно.


Выехали по дороге через поле на остатки асфальта и двинулись через села. Сказать, что тут нет дорог — ничего не сказать. Огромные ямы, медленно едущее через них редкие машины. Село, первое по пути, которое было в каком-то километре от места ночевки оказалось то ли дачным, то ли заброшенным. Воды купить не удалось — не было магазина.

Дороги такие, что параллельно в поле накатана новая дорога, ехать но ней заметно легче. Доехали до села с интересным названием — Хотомля — и магазинами, где купили воды и ништяков. После села дорога стала лучше, но как-то полосами. Километр хорошего асфальта сменялся километром с ямами и так далее. Подъезжаем к водохранилищу. На дамбе, разделяющей его на две части, много рыбаков. Борясь со встречным ветром, снова пересекаем Северский Донец, попадаем в Старый Салтов.

Дальше трек уходит куда-то в сторону, там виднеются холмы, а хочется чего-то поровнее. Оказалось, зря. Предложенный навигатором маршрут упирается в детский лагерь или пансионат. Радует, что есть объезд.


Видим выезд на песчаный берег водохранилища и решаем сделать здесь обед.После обеда сразу начинается крутой грунтовый подъем к селу Верхний Салтов. Сразу после него село Рубежное. Останавливаемся на перекресте, едим мороженное в магазине.

После села снова мост через Печенежское водохранилище и Северский донец.

Дальше дорога идет через лес. Проезжаем воинскую часть с БТРами и какими-то землеройными военными машинами. Снова ямы, часто едем по встречке. Странная закономерность: на встречке всегда дорога лучше. Хорошо, что машин здесь почти нет. Наверное, это один из мифов, из разряда «ветер всегда в лицо». С ветром-то как раз везет. Большую часть пути, как и вчера, он если не дует в спину, то хотя бы боковой и не мешает. Разве что кроме дамбы в сторону Старого Салтова.

Выезжаем на оживленную трассу. Навигатор подсказывает, что скоро поворот куда-то вправо, а там через лес. Припоминая вчерашние слова Влада «го через лес», единолично принимаю решение ехать по трассе до самого Вольчанска. Зачем Влад нарисовал тут небольшую петлю на треке — загадка. Правда он мне тут же подсказывает почему: едет по обочине, заявляя: «я по грунтам!»

Делаю замечание: «Рад, что тебе нравится! Запомни эти слова».

Позже, у отчетной фотографии рядом с въездом в Волчанск, показываю ему планируемый и реальный треки на навигаторе, со словами: «помнишь, я недавно говорил тебе про грунты?..»

Въезжаем в Волчанск мимо блокпоста.

Тоже почти старинный Л-29. На Коротиче парочка таких еще летает. Краткая правка: Л-29 Дельфин — тренировочный самолет. Сверхзвук не может, но зато может все фигуры высшего пилотажа. Применялся для тренировки военных летчиков.

 

В Волчанске делаем закупку еды на вечер и утро. Набираем воды из колонки. Дальше нас ждет аэродром, одна из достопримечательностей, запланированных в походе. Путь к аэродрому ведет по мощеной дороге. Ехать крайне не комфортно, особенно в подъем. Дальше видим открытые ворота. С опаской въезжаем на территорию, похожую на заброшенную воинскую часть. Заросшая дорога уходит в поле. Где же аэродром? Трек подсказывает, что надо проехать до поля и свернуть влево… Да, кажется ничего интересного там уже нет. Наверное, просто взлетная полоса в поле или аэродром сельскохозяйственной авиации.

Но, мы выезжаем из деревьев, поворачиваем в поле и видим!..

Настоящее кладбище самолетов!

Здесь более полутора десятков Л-29 и пара «Кукурузников». Все это никак не охраняется. Мы посидели в кабинах на остатках кресел, покрутили многочисленные и наполовину сохранившиеся приборы управления. Некоторые внутренности самолетов выглядели как новые: время и коррозия их, кажется, не коснулись.
 
 
Полазили, пофоткались, покачали Рому в самолете К АН-2 «Кукурузникам» решили не ехать. Рядом с ними была постройка, напоминающая ангар. Вдруг там люди?


Выезжаем обратно на дорогу. До места ночевки еще десяток километров. Создается какое-то подсознательное ощущение, что мы едем на север, хотя, на самом деле, — почти на запад. Дорога снова плохая. В какой-то момент видим поворот вправо с указателем «Таможня 6 км». Ого, так близко к границе? Ни пограничников, ни блокпостов, никому мы не интересны.

Едем налево, в село Гатище. В магазине докупаем, что забыли, повеселив продавщицу. Я захожу первый. Сегодня жаркий день и мы ехали в футболках, а в магазине прохлада. Я, с порога, произношу один из мемов нашего похода, ставшего автоматическим: Хоба!

Чем привлекаю внимание продавщицы. Покупаю, что хотел… И тут заходит Влад, который с порога: Хоба! Продавщица, смеется с нас, мы ржём аки кони. Выходим на улицу, продавщица за нами: «Вы на лысу гору?». «Как вы угадали?». Снова смеемся.

Лысая гора — понятие условное. Тут несколько холмов, и со стороны трудно понять о чем речь. Замечаем на холме вышку. Попетляв согласно треку по селу Огурцово, поднимаемся наверх. А вот и та самая вышка. Вид сверху просто волшебный!

Петляющие излучины реки не дают оторвать взгляд. Я тут недавно удивлялся близкой границе? Уже потом, изучая наш трек я узнал: от точки съемки до границы с Россией 800-900 метров. Она где-то там, где сосновый лес примыкает к реке.
 

Нашли более менее ровное место для ночевки. Немного мешал ветер, но надеялись, что к темноте он утихнет. Так и случилось.


Костер для ужина расположили в небольшой ложбинке на краю обрыва.

Таганок, многократно выручивший нас в этом походе.

 

Пользуясь случаем, передаю благодарность Николаю Николаевичу Сомику за это, гениальное по своей простоте, но незаменимое изобретение. На ужин купили сосиски. Хотели мяса пожарить, но шампура никто не взял. Да и хлопотно это. К сосискам решили сварить брикет горохового супа. Снова наелись до отвала. Сегодня последняя ночевка и мы решили употребить немного (нормально) алкоголя. Поговорили по душам, Влад попереживал о лопнувшей где-то по пути спице.

Итоги дня: 66 км, асфальт.

День 4

Утро. Сладкая каша. Пасмурно, даже туман. Собираемся без спешки. Едем домой! Осталось каких-то 60+ км. Вышка, обнесенная забором. Вход наверх закрыт.

Что-та домой-то осталось? Сейчас по асфальтику и докатимся до Харькова… Ага! Выезжаем из села на грунтовку, по которой давно никто не ездил! Едем вдоль Донца по лесной дороге, которая становится все более заброшенной. Неужели так до самого Харькова? 
Влад видел косулю, но она так быстро скрывается из виду, что я не заметил, смотрел под колеса.


Проезжаем мимо замечательной беседки на берегу реки. Сохраняю точку в навигаторе — очень красивое место. Дальше дорога становится лучше, но наш путь преграждают препятствия из 3й категории сложности.


Въезжаем в село Бугроватка, как подсказывает GPS. Тут уже асфальт. Дальше Старица, где мы останавливаемся у магазина. Людей практически не видно. Мимо проезжает грузовик времен войны, с округлой кабиной. Зато после села начинается очень хорошая дорога.
 
 
Хотя на навигаторе тут должна быть грунтовка. Заезжаем в село Избицкое. Все, асфальт снова закончился. Песчаная дорога ведет в лес… Но тут нас догоняет на высоких оборотах «семерка», обгоняет и останавливается. Открываются двери и оттуда появляются, как двое из ларца, только трое пограничников в форме и при оружии. Мол, здравствуйте, не поймите неправильно, приграничная зона, документики? Откуда и куда?

Но мы подготовлены, показываем паспорта, я достаю маршрутную книжку и рассказываю, что да как. Они проявляют истинный интерес и участие, пытаются подсказать как выехать на трассу, но у нас трек. Куда мы едем — не знаем, вот по черной полосочке :) Прощаемся и каждый следует своей дорогой.

Но предсказанный асфальт мы не нашли. Трек уводит нас на лесную дорогу, с полуметровыми колеями. Лесовозы, наверное. А дальше так вообще дорога кончается. Идем по траве, щедро усыпанной ветками акации с здоровенными колючками. Трава местами разрыта, видны копыта. Наверное, кабаны. Идем пешком, чтобы уберечь колеса.

«Дорога» приводит нас в Терновое. После села начинается асфальт. Едем быстро. Ветер снова в спину, а дальше еще и спуск. Асфальт так себе, но ямы объезжать получается. Заезжаем в с. Веселое, где покупаем свежий вкусный хлеб и пачку паштета. Паштет оказался с плесенью и мы его вернули в магазин. Обедаем около местной школы, наблюдая за странным уроком физкультуры.

А потом снова грунт. Едем через поля по неплохой грунтовке. В Русских Тишках выезжаем на асфальт. Теперь шоссе, прямое как стрела и гладкое как стиральная доска до самого Харькова.

Плотный трафик в городе, светофоры, злые водители… Вот мы и на финише. Поход завершен. Велокомпьютер показывает цифру 292 км. Недолгое прощание, и ребята уезжают на электричку.
 
 
 

Итоги

Пройдено 292 км. 45 км грунтов, остальное асфальт. По больше части — в кавычках.

На карте красным выделен планируемый маршрут. Синим — то, что у нас получилось.

Все ночевки по плану. Из не посещенного — Гомольшанские леса и Кицевская пустыня.

Хоба!

  • 579
  • azovbike
Сложность маршрута
Категория
I
Характеристика рельефа
Рельеф
Смешанный
Характеристика местности
Тип местности
Смешанный
Нить
Харьков - Змиёв - Эсхар - Чугуев - Печенеги - Старый Салтов - Волчанск - Веселое - Циркуны - Харьков
Zmei
Zmei 12:43 # +1
Эхх хочется поехать, но у меня нет палатки и спальника)
Андрей
Андрей 13:47 #
Так в чем проблема? Где спальник на прокат взять могу подсказать, а про палатку у организатора спросите, в групповых походах палатки берутся на группу, а не на каждого. Думаю Вам место найдут.
Андрей
Андрей 22:28 #
Вот организатор, к нему обратитесь! pokatushki.kh.ua/users/62
Сергей 23:20 #
Про пустныню не жалейте, ничего там интересного нет, вязкий песок и тяжело передвигаться. А с великом вообще уныло, его нельзя там даже катить толком, только где мох засохший. Был там в 2015м всего лишь спустился с Кицевки до Донца. Осуществил свою идею-фикс надуть матрас и переправиться с великом через Донец. Получилось, потом уехал из Граково электричкой. Но эти пару километров пустыни нёс велик за переднее колесо, если опускал, оно вязло в песке и не катилось
Загрузка...